Поршневой двигатель
— двигатель внутреннего сгорания, в котором тепловая энергия
расширяющихся газов, образовавшаяся в результате сгорания топлива в
замкнутом объёме, преобразуется в механическую работу поступательного
движения поршня за счёт расширения рабочего тела (газообразных продуктов
сгорания топлива) в цилиндре, в который вставлен поршень.
Поступательное движение поршня преобразуется во вращение коленчатого вала кривошипно-шатунным механизмом.
Поршневой двигатель внутреннего
сгорания сегодня является самым распространённым тепловым двигателем. Он
используется для привода средств наземного, воздушного и водного
транспорта, боевой, сельскохозяйственной и строительной техники,
электрогенераторов, компрессоров, водяных насосов, помп, моторизованного
инструмента (бензорезок (бензо-болгарок), газонокосилок, бензопил) и
прочих машин, как мобильных, так и стационарных, и производится в мире
ежегодно в количестве нескольких десятков миллионов изделий.
Мощность поршневых двигателей
внутреннего сгорания колеблется в пределах от нескольких ватт (двигатели
авиа-, мото- и судомоделей) до 75 000 кВт (судовые двигатели).
В качестве топлива в поршневых двигателях внутреннего сгорания используются:
жидкости — бензин, дизельное топливо, спирты, биодизель;
газы — сжиженный газ, природный газ, водород, газообразные продукты крекинга нефти, биогаз;
монооксид углерода, вырабатываемый в
газогенераторе, входящем в состав топливной системы двигателя, из
твёрдого топлива (угля, торфа, древесины).
Полный цикл работы двигателя
складывается из последовательности тактов — однонаправленных
поступательных ходов поршня. Различают двухтактные и четырёхтактные
двигатели.
Число цилиндров в разных поршневых
двигателях колеблется от 1-го до 24-х. Объём цилиндра — это произведение
площади поперечного сечения цилиндра на ход поршня. Суммарный объём
всех цилиндров обычно называют объёмом двигателя.
Воспламенение воздушно-топливной смеси может выполняться одним из следующих способов:
Электроискровым разрядом,
вырабатываемым системой зажигания (например, автомобильный Бензиновый
двигатель внутреннего сгорания). Двигатели с искровым зажиганием могут
работать на газообразном топливе (природный газ, био и другие
условно-бесплатные газы);
Воспламенение от сжатия рабочего тела. Эти двигатели подразделяются на:
Дизельные, работающие на дизельном
топливе или природном газе (с добавлением 5 % дизельного топлива для
обеспечения воспламенения топливной смеси). В этих двигателях сжатию
подвергается только воздух, а при достижении поршнем точки максимального
сжатия в камеру сгорания впрыскиваеся топливо, которое воспламеняется
при контакте с воздухом, нагретым при сжатии до температуры в несколько
сотен градусов Цельсия.
Компрессионные
двигатели. В них, в отличие от дизельных, топливо подается вместе с
воздухом (как в бензиновых двигателях). Такие двигатели требуют особого
состава топлива (обычно в его основе — диэтиловый эфир) и точной
регулировки степени сжатия, так как от нее зависит момент воспламенения
смеси. Компрессионные двигатели используются главным образом в авиа- и
автомоделях;
Калильные двигатели. Схожи по
принципу действия с компрессионными, но имеют калильную свечу, накал
которой поддерживается за счёт сгорания топлива на предыдущем
такте.Такие двигатели также требуют особого состава топлива (обычно в
его основе — метанол, касторовое масло и нитрометан). Используются
главным образом в авиа- и автомоделях;
Воспламенение от горячих частей
двигателя (калоризаторные), обычно — днища поршня. Приводные двигатели
прокатных станов (топливо-мартеновский газ).
В рамках технической термодинамики
работа поршневых двигателей внутреннего сгорания в зависимости от
особенностей их циклограмм описывается термодинамическими циклами Отто,
Дизеля, Тринклера, Аткинсона или Миллера.
Эффективный КПД поршневого ДВС не
превышает 60%. Остальная тепловая энергия распределяется, в основном,
между теплом выхлопных газов и нагревом конструкции двигателя. Поскольку
последняя доля весьма существенна, поршневые ДВС нуждаются в системе
интенсивного охлаждения. Различают системы охлаждения:
воздушные, отдающие избыточное тепло
окружающему воздуху через ребристую внешнюю поверхность цилиндров;
используются в двигателях сравнительно небольшой мощности (десятки
л.с.), или в более мощных авиационных двигателях, работающих в быстром
потоке воздуха;
жидкостные, в которых охлаждающая
жидкость (вода, масло или антифриз) прокачивается через рубашку
охлаждения (каналы, созданные в стенках блока цилиндров), и затем
поступает в радиатор охлаждения, в котором теплоноситель охлаждается
потоком воздуха, созданным вентилятором. Иногда в жидкостных системах в
качестве теплоносителя используется металлический натрий, расплавляемый
теплом двигателя при его прогреве.